ne_mov (ne_mov) wrote,
ne_mov
ne_mov

Categories:

"Коложский благовест" Гродно 2011



10-й, юбилейный фестиваль «Коложский благовест» показал то, что гродненская фестивальная площадка набирает обороты, становясь всё более популярной и постепенно всё более престижной.
В этом году в фестивале участвовали помимо традиционных белорусских коллективов ещё и хоры из России, Украины, Румынии, Сербии, Латвии и Литвы. Думается, постепенно гродненский фестиваль может начать конкурировать и с известными «Гайновскими днями музыки церковной», тем более, что сроки проведения белорусского форума удобнее для православных, живущих по юлианскому календарю, да и немаловажно то обстоятельство, что в Гродно в отличие от Гайновки нет (пока) сборов за участие в фестивале, но иностранные участники даже оказываются здесь полностью обеспеченными питанием и проживанием за счёт хозяев.
Такое почти невероятное в наше бизнес-время гостеприимсво не может не удивить, и не может не сподвигнуть в фестивале поучаствовать. Ну и наконец, сама организация всего того, что происходит на гродненском фестивале находится на весьма и весьма достойном уровне.
Мне пришлось самому понаблюдать, каких усилий стоит организаторам ( а основным из них является его директор Владимир Лебецкий) эта бесперебойная, рассчитанная по минутам работа конвейера, где коллективы, залы, съёмки, записи, интервью и пр. и пр. сменяют друг друга, как в калейдоскопе.
Из числа приятных сюрпризов ( а я впервые в этот раз приехал в Гродно) оказалось то, что город, хотя и небольшой (около 350 тысяч жителей) выглядит вполне по-европейски, ухоженный, чистый, без этой знакомой по советским временам примеси унылой безрадостной провинциальности.
Хотя как всегда в белорусских городах здесь присутствует «обязательный» Ильич с протянутой рукой, поставленный около здания местной власти, а улицы по названиям сплошь социалистические, марксовые, ленинские и прочие советско-комсомольские. Но характерный штрих к портрету местного Ильича – рука его протянутая указывает прямиком на Кафедральный Покровский Собор. Вот такая символика.
И действительно, когда говоришь гродненцам о обилии советской символики вокруг них, они лишь обычно улыбаются... Да, здесь главное, что дорога к Храму указана, а кем и как – пока для местных жителей не суть важно.
Тем более, что власти местные очень активно поддерживают и православную епархию и в частности фестиваль. Видно, что для них это не просто «мероприятие для галочки», а сами представители властей не выглядят «свадебными генералами» на непонятном для них действе.
Епархия же оставляет впечатления молодости и активности. Несмотря на то, что епископ Артемий человек уже немолодой, от общения с ним остаются ровно такие же ощущения. Неудивительно, что здесь сумели организовать и проводить постоянно певческий фестиваль, к тому есть в епархии (да и в областив целом) и желания и возможности.
Теперь о собственно фестивале, т.е. о коллективах и о их пении.
Гродненских хоров и хоров епархии выступало много. При большом количестве коллективов заметно было, что общий уровень их довольно высокий. Особенно это касается гродненских городских хоров и ансамблей. Всё-таки десятилетнее проведение певческих форумов подняло общий уровень пения, как об этом говорили местные отцы и члены жюри. Немало выступало и детских хоров. Для меня удивительно было, что в хоре воскресной школы какого-нибудь храма выходило петь полтора-два десятка детей. И везде заметно, что серьёзная роль в деятельности храмового хора отводится его регенту – на фестивале регента отличались довольно высокой общей подготовкой, да и зачастую они просто являются воцерковлёнными музыкантами- профессионалами.
Немного расскажу теперь о победителях конкурса.
Гран-при получил концертный хор юношей из подмосковного городка Конаково. Что интересно, в этом небольшом городке работает целая хоровая школа мальчиков и юношей, в которой только хоров насчитывается пять, а общее количество воспитанников около пятисот. Руководят школой протоиерей Вадим Махновский и Наталья Махновская, профессиональные хоровики. Хор – участник многих фестивалей, но гран-при получил впервые. Выступление их на прослушивании не было безупречным, но подкупило разнообразием стилей пения, а также особой «энергетикой», впрочем, сохранившейся строго в рамках традиций церковного монастырского русского пения, а также грузинского трёхголосия.
Христос воскресе (грузинское)

иеромонах Нафанаил Благослови, душе моя Господа

Одной из сильнейших категорий была та, в которой выступал и наш коллектив – Сводный ансамбль Виленского благочиния. Категория называлась «Церковные хоры и ансамбли г.Гродно и других областных городов». Здесь победил хор храма в честь Собора всех белорусских святых, а также очень хорошее впечатление оставил Ансамбль Свято-Рождественского Богородичного ставропигиального женского монастыря.
Чесноков Приидите, ублажим

Щедривка

Хор Собора всех белорусских святых первым номером исполнил стихиры 1-го гласа на Господи воззвах, что выделило его из числа других коллективов, побаивающихся обычно включать обиход в программу фестиваля, а далее программа была посвящена композиторским песнопениям разных стилей от Львова до Чеснокова.
А.Львов Вечери Твоея

Что касается нашего литовского коллектива, то он был создан специально перед фестивалем в Гродно, и репетировал всего около месяца. Несмотря на сей факт, «спетость» хора была довольно основательной, а стиль исполнения выделялся какой-то особой «невесомостью», «воздушностью», выделившей наш хор из ряда белорусских коллективов, у которых звучание зачастую особенно «конкретно» и «основательно».
диакон Виктор Миниотас Тело Христово

Чесноков Совет превечный (солистка Ирина Машина)

Диплом лауреата 3 степени дл нашего хора – вполне заслуженная награда за труд по подготовке к фестивалю, особо, конечно, «виноват» в этом регент хора Вадим Машин. Не забудем и помощь Виленского благочиния, организовавшего выезд хора в Гродно. Приятно было видеть, как после гала-концерта, когда коллективы разъезжались со стоянки возле драматического театра и все иностранные хоры садились в автобусы, зафрахтованные в своих странах, тут же, в ряду других ожидал нас и наш литовский бус.
Стилевое разнообразие православного пения поддержали, помимо России и Литвы ( и естественно – хозяев) хоры из Украины, Сербии и особенно – Румынии. Не случайно именно румынский коллектив был главным соперником российского в споре за гран-при фестиваля. Румыны не побоялись построить свою программу достаточно однотипно по звучанию ( хотя и многопланово по стилям и векам)- вся их программа состояла из медленных песнопений, причём они почти единственные, кто с пониманием исполнил как византийские образцы, так и средневековое одноголосие. В итоге румынский хор Православного факультета теологической академии г. Яссы, получил заслуженное 1 место в категории «Хоры священнослужителей и духовных школ»
Иоанн Хрисафи Греческое Трисвятое

Колоритным было выступление украинского детского хора Свято-Димитриевского храма села Криничное Болградского района Одесской области. Дети, этнические болгарские переселенцы, пели оригинальные народные версии православных текстов, при этом отлично держались на сцене, да и пение их нимало не походило на сельскую самодеятельность, а было вполне профессиональным и притом не теряло молитвенного содержания. Хору был вручён специальный приз фестиваля « За сохранение народных традиций церковного пения».

Единородный Сыне болгарского распева


Болгарская колядка "Служба служил"



Чем интересен и чем полезен опыт проведения подобных фестивалей для нас, для нашей епархии, какие мы могли бы при желании извлечь из всего этого для себя уроки?
Во-первых:
Как утверждают гродненцы, за десять лет проведения фестивалей церковное пение в их епархии сделало значительный шаг вперёд, выросло количественно и качественно.
Во-вторых:
Если на первом фестивале хоры пели практически для самих себя, то сейчас везде и всегда залы были заполнены до отказа, что говорит о значительном повышении интереса людей к православному церковному пению.
В-третьих:
Привлечение коллективов из-за рубежа способствует обмену опытом, служит ко взаимообогащению певческих традиций различных стран и народов, объединяет православных разных стран и политических систем.
В-четвёртых:
Отчего воскресном прокимне поётся именно «Пойте Богу нашему, пойте» а не так: «Стройте Богу нашему, стройте»? Строительство зданий, даже храмов, дело, конечно прекрасное, но мы частенько забываем за этими материальными успехами о том, что для нас, христиан на первом месте не здания, а душа человека, а если православная душа стремится к духовному через прославление Бога в песнопениях, то это не менее важно. И поддержка церковного пения, его пестование, взращивание и воспитание – есть прямейшая задача как священноначалия, так и всех нас, кто к пению причастен.




Гродненский драматический театр, где проходили открытие и гала-концерт.




Берег Немана



Свято-Рождественско Богородичный ставропигиальный женский монастырь.




Открытие фестиваля


Фотография © BelTA/Leonid Shcheglov




Гран-при - статуэтка из бронзы, и её автор скульптор Владимир Пантелеев



Фотография © BelTA/Leonid Shcheglov

А это она же (забегая вперёд) уже вручается хору из России




Фотография © BelTA/Leonid Shcheglov

Литовский коллектив во время конкурсного прослушивания






Хор Собора всех белорусских святых г. Гродно




Ансамбль Свято-Рождественского Богородичного ставропигиального женского монастыря


Фотография © BelTA/Leonid Shcheglov

Хор Свято-Димитриевского храма села Криничное Одесской области (Украина)



Фотография © BelTA/Leonid Shcheglov

Хор православного факультета теологической академии г. Яссы (Румыния)





Женский хор лидского музыкального училища




Концерт Бортнянского "Тебе Бога хвалим" в их исполнении

Епископ Артемий на церемонии награждения




Жюри




Диплом лауреата вручается Вадиму Машину




Напутствия к следующему фестивалю




До встречи, Гродно!



больше фоток:
http://fotki.yandex.ru/users/ne-mov/album/112784/?p=1
Tags: записи церковного пения, коложский благовест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments